- Плоские кисти
- Подбор кисточки
- Рекомендуемые производители
- Техника живописи маслом
- Основные правила и советы для начинающих
- Рекомендации по выбору темы
- Как правильно создать эскиз
- Работа с цветом
- Кисти, мазки – продолжение руки
- Особенности масляных красок
- Материалы, из которых делаются кисти
- Кисти из натуральных волос
- Кисти из смешанного волоса
- Синтетические кисти
- Материал
- Белка
- Колонок
- Пони
- Щетина
- Синтетика
- Форма
- Длина рукоятки
- Какие кисти нужны для масляной живописи: чек-лист
- РУКОЯТКА
- Разновидности кисточек
- Какие нужны профессиональные художественные кисти для живописи маслом
- Какие нужны профессиональные художественные кисти для живописи маслом, конспект:
- Полный текст урока
- Щетинные кисти
- Синтетические кисти
- Веерные кисти
- Колонковые веерные кисти
- Щетинные веерные кисти
- Зачем хранить старые кисти
- Специальные кисти
- ЩЕТИНА
- Щетина
Плоские кисти
Так называются кисти, имеющие плоскую обойму и прямой край. Они также считаются универсальными, поскольку хорошо удерживают большое количество краски, подходят для заливки, широких мазков с четкими контурами и характерным угловым краем.
Плоские кисти выпускаются в трех основных формах:
- квадратные – дают резкие, как бы рваные мазки, что идеально для натюрмортов и пейзажей;
- с кругленными углами – дают мягкие деликатные мазки, связанные между собой и подходят для рисования людей и животных;
- овальные – мазки как бы втираются друг в друга, граница между ними очень мягкая, поэтому они хороши для портретов.
Подбор кисточки
Чтобы понять, какие выбрать кисти, первым делом нужно проанализировать, с какими процессами и поверхностями придется столкнуться во время работы. Если нужно просто покрасить краской полы, то достаточно приобрести одну или две широких кисти, которые поглощают в себя большой объем краски и впоследствии равномерно ее наносят.
Если будут окрашиваться мелкие изделия или труднодоступные участки, объекты высокой точности, то нужно будет приобрести флейцевые кисточки разных форм и ширины. Вот некоторые советы специалистов, помогающие при выборе кисти для масляной краски:
если будут обрабатываться неподготовленные основания, лучше приобрести недорогие кисточки, так как необработанная древесина, бетон или металл обязательно приведет к потере большого количества щетинок. И даже если приобрести дорогую, качественную кисть, то она будет быстро стираться, волокна древесины будут выдергивать из нее щетинки;
необходимо покупать инструмент, который хорошо лежит в руке и имеет удобные размеры. Если во время работы с кистью возникают неудобства, лучше не использовать этот инструмент в последующем. Маляр-специалист за один день может окрашивать 30 квадратных метров поверхности и больше. За рабочую смену он может сделать несколько тысяч мазков и более
При работе неудобной кисточкой мастер будет уставать довольно быстро, уменьшится его работоспособность, начнут появляться растяжения, мозоли;
во время выбора кисти важно проверить, качественно ли зафиксированы ее щетинки. Масляные составы обычно тягучие и густые, обычно ими обрабатываются сложные основания, например, металлические, бетонные или деревянные поверхности
Очень важно, чтобы щетинки не выпадали легко, были достаточно эластичными и не ломались;
для обработки поверхностей очень жидкими красками желательно выбирать кисточки с посеченными кончиками щетинок. Благодаря этому, за один раз можно обрабатывать большую площадь, так как кисточка обладает повышенными свойствами впитывания красящей смеси;
лучше не выбирать инструмент с длинной щетиной, так как работать им не очень удобно. Для малярных работ наилучшим вариантом станет короткая или средняя длина ворса;
желательно выбирать инструмент со щетиной, имеющей вид конуса, то есть ворсинки у основания имеют большую толщину, чем у кончиков. Во время окрашивания щетинки начинают стираться с конца, их свойства не будут утрачиваться. Хорошая, качественная кисточка для краски может успешно эксплуатироваться несколько лет, если ее правильно мыть и подходящим образом за ней ухаживать.
Производят кисточки для масляных красок из синтетических и натуральных материалов. И та, и другая щетина подходит для данных лакокрасочных смесей, потому что в их составе нет агрессивных веществ, разрушающих искусственный ворс. Кисти из натуральной щетины стоят дешевле, уход за ними несложный, натуральные материалы долговечны и экологически чисты. Многие изготовители производят кисти с синтетическим ворсом, имеющим отличную износостойкость и длительный эксплуатационный период.
Рекомендуемые производители
Как и в случае с красками, у кисточек для живописи и рисования тоже есть свой ТОП-производителей:
- Da Vinci – европейская марка кистей премиум-класса.
- Faber-Castell – старейшая компания по производству канцелярских принадлежностей.
- Pinax – еще один известный бренд, пришедший в Россию не так давно, но уже успевший себя зарекомендовать как производитель кистей отличного качества.
- Escoda – испанский бренд, достаточно дорогой среди прочих, так как каждая кисть у них создается вручную.
- Малевичъ – российский бренд недорогих и качественных кистей.
- Roubloff – хорошие, качественные кисти, продаются почти в каждом художественном магазине
Техника живописи маслом
Чтобы сделать первые шаги в живописи, следует знать, как писать масляными красками.
Картину маслом пишут по стандартным правилам. Пошаговый план такой:
- На холст наносят эскиз.
- Распределяют светлые и темные участки, тени, блики.
- Прорисовывают фон и крупные объекты.
- Выполняют детализацию.
Основные правила и советы для начинающих
Конечно, техник живописи на сегодняшний день — огромное количество. В то же время, для начинающего художника рекомендуется придерживаться определенных универсальных принципов работы, которые часто используют и опытные мастера.
- Оборудуйте свой уголок, если рисуете в помещении. Найдите место с достаточным освещением и установите там мольберт. Если естественного света мало, добавьте искусственные источники. Свет должен падать на мольберт.
- Не следует бояться экспериментировать, смешивать краски. Добавление белого цвета делает оттенки светлее, черного — темнее. Но сильно увлекаться не стоит — от белил некоторые оттенки мутнеют. Черный цвет используется художниками редко, многие применяют мягкий нежный индиго.
- Работа с масляными красками относится к технике многослойной наложения. Главный принцип ее выполнения: новый слой должен быть толще предыдущего. В связи с этим, каждый последующий слой желательно все меньше и меньше разбавлять маслом или другим разбавителем.
- Править и дорабатывать картину можно в течение долгого времени. Есть время осмыслить работу, особенно, оценить качество градиентных переходов цветов. Влажную краску можно удалить мастихином, нарисовать по-другому.
- Пока составы влажные, они могут перемешаться. Это будет уместно, когда необходимо сделать плавные переходы цветов, и не применимо, если нужны контрасты красок. В последнем случае необходимо дождаться полного высыхания красок на холсте, что зависит от толщины наложенных слоев, но обычно занимает не более 3-х суток.
- Финишным лаком покрывают полотно через 3-6 месяцев, когда полотно окончательно высохнет.
Зная правила этого маленького руководства, можно приступать к работе.
Рекомендации по выбору темы
Перед началом работы выбирают тематику. Новичкам легче начинать с натюрморта. Если рисуют с натуры, выбирают предметы, которые не поменяются на протяжении времени, затраченном для написания картины. Хороший вариант — копирование рисунка, где мало мелких деталей. С портрета лучше не начинать, без навыков его создать трудно.
Некоторые начинающие художники выбирают пейзаж. Сначала прорисовывают задний план, затем переходят к мелким деталям.
Рисуя цветы, выбирают несложные по оттенкам и форме: подсолнухи, ромашки, сирень, астры
Важно не так передать форму, как впечатления
Как правильно создать эскиз
После нанесения красок сложно рассмотреть очертания будущего рисунка, поэтому предварительно на холсте обозначают его контуры. Есть несколько техник создания эскиза:
- Наносят линии разбавленной краской. Изоляция от последующих слоев не потребуется — материалы идентичные.
- Делают набросок мягким углем. Его отделяют от следующего слоя фиксажем.
- Рисунок выполняют карандашом, затем наносят прозрачную грунтовку или фиксаж. Дополнительный слой скроет трещины на холсте, которые могли появиться от острого графита.
- Перевод при помощи копирки. Рисуют на бумаге, закрепляют листок на холсте, подложив копирку. Проводят по рисунку шариковой ручкой.
Работа с цветом
В наборе художника может не оказаться краски нужного оттенка. Для создания однородного цвета составы тщательно перемешивают. Можно смешивать и частично — тогда в основе просматриваются прожилки, придающие картине оригинальность.
Для получения нужного цветового тона смешивают 2 и более основных цвета. Начинающим художникам поможет специальная таблица палитры цветов. В ней указано, какие тоны сочетать, чтобы получить нужный цвет. Попрактиковавшись с использованием таблицы, пробуют создать личную палитру для написания картин.
Техника рисования маслом не настолько сложная, чтобы не испытать свое мастерство. Если есть фантазия и творческие способности — все получится.
Кисти, мазки – продолжение руки
Что выбрать: синтетику или натуральные материалы? Однозначного ответа нет – синтетические кисти бывают незаменимы в некоторых техниках гуаши и акрила, а натуральные стоят больше, но быстрее стираются, особенно при покрытии полотна большого формата. Если же художественный инструмент испортился, им можно писать только в таком виде живописи, как «горячий батик». Признаки качества:
- кисть не должна быть подрезана;
- ворс должен быстро восстанавливать свою форму, то есть быть упругим;
- при намокании волосяной пучок становится похожим на каплю.
Последний пункт желательно проверять при покупке в магазине: можно попросить проверить товар, окунув его в воду
На что ещё обратить внимание при выборе кисти:
- Проверьте обойму: она не должна шататься, прокручиваться, ведь качественный товар имеет плотную обжимку.
- Волоски не должны вылезать из кисти, если вы погладите её кончик. Даже один выпавший волосок указывает на плохое качество!
- Хороший инструмент имеет качественную ручку из дерева твёрдой породы (бука, берёзы) с лакировкой.
- Если это круглая кисть из белки, то все волоски должны сходиться в тонкий кончик.
Для письма масляными красками больше подходит щетина, а не белка из-за их густоты. Кисть из колонка будет вязнуть; но для детализации по сухому можно использовать и её, а также синтетику. Плоские кисти предпочтительнее: они более упруги и более равномерно распределяют масло по поверхности холста. По ширине обоймы лучше брать кисти 1,5 см, 1 см, пару-тройку по 5 мм и три-четыре кисти 4-3 мм. Наиболее популярные номера от 10 до 12: у каждого производителя – свой стандарт размера. Тем более, что каждый художник подбирает величину кисти под своё удобство.
Особенности масляных красок
Масляные краски похожи на другие и в то же время отличаются. Пигменты присутствуют такие же, как и во всех видах красок. Они определяют цвет краски, оттенки, и бывают органическими, минеральными, синтетическими, земляными.
Их главные особенности:
- Льняное масло в составе. Благодаря ему, масляные краски — яркие, насыщенные.
- Долгое высыхание. Это качество позволяет много раз корректировать работу, поправлять, изменять свежие слои, наносить другие поверх существующих, создавать плавные переходы, неповторимые свето — теневые эффекты.
- Разбавляют такие краски не водой, а специальными растворителями и льняным маслом.
Масляные краски бывают разной степени прозрачности. Это свойство обозначается на тюбике квадратом: чем больше он закрашен, тем плотнее краска. Долговечность обозначают звездочками: чем больше их, тем дольше не теряются свойства краски на холсте.
Маркировка: светостойкость и укрывистость
Материалы, из которых делаются кисти
Условно кисть состоит из 3-х частей: волосяной пучок, обойма и ручка.
Как правило ручка делается из твердых пород древесины с никелированной обоймой. Также корпус кисти может быть полностью из пластика или металла (например, у складных кистей). В качестве эксклюзива (обычно в китайской живописи) для ручки могут использоваться различные минералы, нефрит, бамбук, керамика, слоновая кость и др.
По материалу волосяного пучка кисти можно поделить на натуральные, смешанные и синтетические.
Кисти из натуральных волос
- Белка Самые известные всем кисти. Качественные кисти делают из волосков с хвоста белки, причем взятый вверху хвоста ворс гораздо ценнее. Кисть набирает много воды и долго ее удерживает. Такие кисти универсальны для акварельной техники, т.к. круглая форма с острым кончиком дает много возможностей.
- Колонок Один из самых дорогих материалов. Ворсинки колонка у самого основания жестче и толще, а на конце мягче. Волос по сравнению с беличьим меньше набирает воды, но очень эластичный и упругий, удобный для мелкой детализации. Подходит не только для акварели, но и для других живописных техник.
- Соболь Дорогой материал. Волос похож на колонок. Особенностью этих кистей считается их долговечность.
- Пони Волос более жесткий и толстый по сравнению с беличьим, поэтому из-за большого расстояния между ворсинками кисти не так хорошо берут и отдают воду. Не собираются в конус. Широко используются в детском творчестве.
- Коза В акварели – на любителя. Подходит для сухой акварели и создания фактур. Идеальна для каллиграфии. Волос мягкий, упругий, но плохо собирается в конус и хуже отдает воду.
- Щетина Кисти изготавливают из ушного волоса свиньи. В акварели подходят для рисования по бумаге с грубой фактурой. В основном используются в масляной живописи.
Также есть кисти из волоса коровьего уха, куницы, енота, барсука, лисицы, верблюда, овцы и т.д. Для китайской живописи применяются диковинные для нас кисти из ворса зайца, медведя, волка, перьев курицы.
Кисти из смешанного волоса
Обычно собраны в оптимальной пропорции из натурального ворса (например, белки или колонка) и синтетического. На вид и в работе трудно отличить от натуральной.
Синтетические кисти
Мои любимые! Изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и др. волокон. Отлично имитируют натуральный волос и собираются в конус с острым кончиком. Раньше считались менее долговечными, чем натуральные, но сейчас я с уверенностью могу сказать, что синтетические качественные кисти служат мне дольше натуральных!
Синтетической волос на основе нейлона жёсткий и не отдаёт воду, используется для масляной живописи и акрила, для акварели не подходит.
Для акварели подходит волос на основе сложных полиэфиров. Такие кисти легко собираются в пучок и очень эластичны.
Высоко ценится качество японских синтетических кистей. Для волокна на производстве используют метод вытягивания. Волос кисти не обрезается как в обычном производстве, а вытягивается под определённым углом. Такие кисти часто называют искусственным колонком. Также они устойчивы к едким жидкостям (клей, разбавитель и т.д.).
Лично я пользуюсь только синтетическими кистями, т.к. для меня очень важен вопрос этичности в сфере использования натурального меха, да и в работе я разницы особой не вижу.
Сейчас современные материалы не уступают по своим свойствам натуральным, и даже превосходят их. Поэтому выбор за вами.
Материал
Все творческие люди, и, тем более художники, понимают насколько важно качество материалов. Качество кисточки напрямую зависит из какого материала она была изготовлена
Художники используют разные кисти для работы с маслом, остановимся на самых основных.
Белка
Мягкая кисть с черным ворсом, используется в акварельной живописи. Но вот для масляной живописи я бы не рекомендовала выбирать кисть из шерсти белки, так как едкие разбавители при очистке могут запросто испортить ее нежный и мягкий ворс, оставив всего несколько ворсинок на кисточке.
Колонок
Светлые, слегка рыжеватые, кисти из шерсти колонка так же имеют мягкий, но более жесткий ворс, по сравнению с белкой. Эта кисточка идеально подойдет для того, чтобы рисовать гуашью или акрилом.
Пони
Еще один вид кисточек из натурального ворса, но не такой популярный, в отличии от белки или колонка. Часто такие кисти покупают детям для уроков ИЗО в школе – ими не только можно рисовать, но еще и выполнять ряд декоративно-прикладных работ, например, в работе с клеем ПВА.
Щетина
Жестка, белая кисть из свиного ворса – отлично держит форму ворса, и даже со временем не так сильно стирается, как предыдущие кисти. Щетина – одни из лучших кистей для масла. Они достаточно хорошо держат густую масляную краску, а также, ими очень удобно накладывать объемные мазки, придавая интересную фактуру картине.
Синтетика
Пожалуй, один из самых универсальных вариантов – кисти из синтетического ворса. Такие кисти идеально подходят как для масляных красок, так и для акриловых, гуашевых, темперных красок.
Они имеют мягкий, достаточно упругий ворс, хорошо держат кончик, и спокойно переносят различные химические разбавители, лаки и прочие средства для масляной живописи.
Кроме того, искусственные кисти гораздо легче мыть, ворс не выпадает, да и стоят они дешевле натуральных белки и колонка.
Форма
Основная форма кистей, наиболее распространенная среди художников, это – круглая и плоская.
Сделать большой, размашистый мазок, или нарисовать самую тонкую линию – все это возможно сделать кисточкой круглой формы. Наносить масло такой кистью очень удобно, особенно, если вы хотите более детально проработать какой-то фрагмент на картине.
Плоская же кисть прекрасно подходит для заливки, покрытия краской больших участков на холсте. Широкую плоскую кисть из синтетического ворса, так же можно использовать при покрытии картины лаком. При чем необязательно покупать для этого дорогую, художественную кисть, достаточно будет простой дешевой кисти из строительного магазина.
Как вы уже догадались, на этом список форм кисточек не заканчивается, ведь художники люди изобретательные и придумали для себя кисти под разные случаи.
Например, кисти со скошенным кончиком помогут вам провести идеальную ровную линию, точно также, как и кисть-лайнер – очень тонкая вытянутая кисть, похожая на кисточку от подводки для глаз. Кисточка овальной формы, как нечто среднее между плоской и круглой – сочетает в себе сразу несколько качеств. А если вам нужно растушевать краску, берите веерную кисть.
Есть еще одна разновидность кистей – это кисть флейц. Плоская и широкая, кисть-флейц обычно изготавливается из щетины или синтетики, прекрасно подходит для объемных работ на больших холстах, а также, для покрытия лаком готовой работы.
https://youtube.com/watch?v=3rGhUAbUQL0
https://youtube.com/watch?v=T4GTpF1mDIw
Длина рукоятки
Как вы уже успели убедиться, кисти для рисования бывают абсолютно разных форм, видов и каждая имеет свое предназначение. Но меня часто спрашивают, что даже если кисточки имеют одинаковую форму и ворс, то они отличаются по длине своей ручки. Так в чем же разница, и какой длины начинающему художнику выбрать кисточку?
Во-первых, давайте, как и с ворсом определимся, из чего должна быть сделана ручка у кисточки? Хорошие кисти для работы маслом должны иметь деревянную рукоятку. Дерево, в отличие от пластика, более практичный материал, и опять же, оно не растворится и не испортится под действием химических растворителей.
Во-вторых, любому художнику, который пишет маслом или любыми другими красками, я бы посоветовала купить сразу несколько кисточек разного размера. Это нужно для того, чтобы понять, с какой кистью вам больше всего удобней и комфортней работать. Ведь проводя за мольбертом по несколько часов, а то и больше, вам будет трудно не устать, пусть и занимая любимым делом – масляной живописью.
Поэтому смело выбирайте короткую, среднюю и длинную кисточки и пробуйте наносить ими первые мазки на холсте.
https://youtube.com/watch?v=yhj3THoZgWA
Какие кисти нужны для масляной живописи: чек-лист
Теперь, когда мы с вами рассмотрели кисти по нескольким основным критериям – форме, ворсу, размеру и длине, важно подвести итог, и сориентировать вас, а как же все-таки выбрать правильную кисть?
Чек-лист КАК ВЫБРАТЬ КИСТОЧКУ:
- Определитесь, какими красками вы будете писать. Для акварели подойдут кисти с натуральным, нежным ворсом, а для масла и акрила нужны кисти щетина или синтетика.
- По форме возьмите круглую и плоскую кисти, а также широкую, плоскую кисть флейц.
- Ручка может быть любой длины, главное, чтобы вам было удобно писать такой кисточкой. Тут, как и с формой, возьмите сразу несколько – длинную, короткую, среднюю.
РУКОЯТКА
Деревянная. В дешевых инструментах ее делают из дешевого дерева, например, тополя или сосны. Чтобы кисти не развалились от воздействия температур и влажности, еще не доехав до покупателя, их лакируют.
На ручки профессиональных кистей идут твердые породы древесины, например, бук, дуб, береза. Обычно их ничем не покрывают или обрабатывают воском (очень редко лаком, но скорее из эстетических соображений). Такие ручки удобно держать в руке, они не скользят, а во время работы, если ладонь станет влажной, дерево сразу впитает воду. Кроме того, оно будет приостанавливать стекание краски на руку (в определенных пределах, разумеется).
Пластиковая. Для недорогих кистей — из обыкновенной пластмассы, для профессиональных — из современных многокомпозиционных пластмасс с наполнителями типа резины, которые приятны на ощупь и очень удобны
Использованы материалы Интернет-проекта “Новый дом”
Разновидности кисточек
Профессиональные специалисты, занимающиеся покраской, всегда имеют большой набор кистей, каждая из которых используется по назначению. Большие кисточки применяют для работы с жидкой краской, а также когда нужно покрасить большую площадь, к примеру, стены или пол. Маленькие, узкие и тонкие кисти применяют для окрашивания труднодоступных участков, например, стыков, углов, для подводки контуров, нанесения каких-либо рисунков, трафаретов, покраски небольших элементов, деталей и предметов.
Помимо того, что нужно правильно подбирать кисти, перед тем как приступать к покраске, важно проанализировать обрабатываемую поверхность. Если нужно окрасить пористую, рыхлую стену, то при нанесении масляной краски поверхность будет очень быстро поглощать лакокрасочный материал
Для экономии краски, а также для повышения качества окрашивания стен, потолка или пола, нужно перед окрашиванием нанести 1-2 слоя грунтовки или дешевой краски, которая станет основой для последующей покраски.
Кисти для масляных составов, имеющие небольшие размеры, требуют больших трудозатрат от специалиста, особенно когда нужно обработать обширные площади. Для того чтобы качественно, оперативно, с наименьшими трудозатратами покрасить масляной краской большие участки, лучше воспользоваться широкой, большой кистью. Выпускают разные виды кистей, отличающиеся по форме:
- флейцевые кисточки используются в ходе покраски разными видами лакокрасочных составов. Это прямые, узкие, классические кисти, имеющие прямоугольное основание. Волокна фиксируются металлическим флейцом, который надежно закрепляет щетину. Такие кисточки имеют плоскую, большую рукоятку, она удобно лежит в руке и дает возможность маляру проводить любые по сложности малярные работы. Этот вид кисти подходит для масляных и других видов красок, стоимость данного инструмента совсем небольшая, такие кисточки легко мыть. Изготавливаются они в большом ассортименте, шириной от 30 до 160 мм, выпускаются с разной длиной щетины;
- радиаторные кисти применяются для покраски труднодоступных участков, к примеру, внутренних частей радиаторов отопления, батарей. Радиаторные кисточки отличаются от флейцевых кистей более длинной ручкой с изогнутым кончиком. Чаще всего щетина на таком инструменте закрепляется металлическим флейцом;
- круглые кисточки имеют круглую основу фиксатора щетинок. Такие кисточки отлично подходят для окрашивания предметов или конструкций, имеющих овальные, круглые или изогнутые формы. Для покраски прямых поверхностей, а также контуров и примыканий, лучше воспользоваться другим инструментом, так как круглые кисточки не могут обеспечить идеально ровных, точных линий;
- овальные кисти очень удобны для покраски масляными составами разных уголков, трубопроводов, металлических профилей и прочих изделий, конструкций, имеющих длинные элементы. Такие кисти поглощают в себя сразу много краски, благодаря чему снижаются трудозатраты специалиста, упрощается обработка обширных участков.
Это интересно: Делаем валик для стен своими руками — описываем со всех сторон
Какие нужны профессиональные художественные кисти для живописи маслом
Какие нужны профессиональные художественные кисти для живописи маслом, конспект:
1. Самый жёсткий тип кистей для живописи маслом – щетинный, самый мягкий – синтетические. Остальные типы по своим свойствам находятся где-то между ними.
2. Синтетическими кистями удобно накладывать краску достаточно тонким, гладким, не фактурным, слоем. Их хорошо использовать, чтобы писать гладкие места.
3. Щетинными кистями удобно класть краску густым, фактурным слоем, но можно и тонким.
4. Используя разные типы кистей можно контролировать толщину и фактуру слоя, положенного на холст.
5. Также щетинной кистью удобно делать характерные “рваные” мазки, чтобы писать травку, листочки деревьев и тому подобное.
6. Есть еще веерные кисти, тоже с разной жесткостью. Веерными кистями можно “сгладить” фактурность слоя краски, не растирая её.
7. Для этого лучше взять колонковую, а не синтетическую веерную кисть.
8. Щетинными веерными кистями удобно писать травку. Особенно хорошо иметь в наборе старую и новую веерную щетинную кисть.
9. Старые кисти часто стоит сохранить, потому что они оставляют характерный “мазок”, который можно удачно использовать.
К списку уроков
Полный текст урока
Кисти для живописи маслом бывают различных типов, но есть два самых важных. Щетинные кисти, самые жёсткие, и синтетические, самые мягкие. Все остальные по мягкости располагаются между ними.
Щетинные кисти
Если захотеть, ими можно захватить большой шмоток краски и положить его как густую ваксу. При желании можно сделать и довольно тонкий, прозрачный слой. Но “визитная карточка” щетинных кистей это густой мазок с характерными бороздками, “как у Ван Гога”.
Другими словами, ими можно писать в довольно широком спектре толщины красочного слоя и заметности фактуры, а при желании делать эффектную фактуру и плотность.
А ещё ими можно делать обрывочные, резкие мазки, чтобы писать опавшую листву, или сухую пшеницу в поле, или там сыру землю весной, такие штуки.
Синтетические кисти
Они заметно мягче, и поэтому ими можно накладывать краску тонким, гладким слоем.
Начнём с синтетической кисти. При помощи синтетической кисти краску удается накладывать достаточно тонким, и не фактурным слоем.
Другими словами, ими можно решать другие задачи, чем щетинными – писать гладкие поверхности. Например, гладь озера, или нежную кожу лица (если Вы конечно хотите написать их гладкими, а не фактурными).
Веерные кисти
Эти кисти отличаются по своему внешнему виду, они такие тонкие и во все стороны торчат. Они тоже различаются по жесткости, но в качестве мягких я беру не синтетические (недолговечные), а колонковые веерные кисти.
Колонковые веерные кисти
С их помощью художник может “разглаживать” фактуру картины. Если Вы попробуете разгладить какой то кусочек картины обычной щетинной кистью, то всё размажется и либо родится новый мазок, либо грязюка и месиво. А веерная кисточка позволяет не меняя уже написанного сгладить участок картины.
Щетинные веерные кисти
Ими я, например, пишу траву. Причём у меня есть как новенькая веерная кисточка для этого, так и видавшая виды. Они делают разные мазки, и получается создать ощущение “естественности” травы.
Зачем хранить старые кисти
Я тщательно слежу за тем, как стареют кисти. Иногда когда они уже стали инвалидами, они начинают вдруг давать свой неожиданный, уникальный мазок. Иногда я прописываю ими мелкие детали, а иногда создаю особую текстуру написанного. Не выкидывайте старые кисти и используйте их как художественный инструмент.
К списку уроков
Специальные кисти
К этой группе относятся инструменты, предназначенные для специфических живописных работ, например, каллиграфии, или создания необычных художественных эффектов:
- ретушные кисти из-за характерного скошенного под углом пучка, называют скошенными. Обычно они используются для эскизов и набросков, поскольку линии, проведенными ими, получаются очень четкими с очерченными углами. Также они нужны для рисования точных мазков в труднодоступных местах работы;
кисти филберт из-за своеобразной формы пучка часто называют кошачьим языком. Они подходят для выполнения крупных и мелких деталей, создают красивые плавные линии и цветовые переходы. Идеальны для каллиграфии и художественной росписи;
веерные кисти применяют для растушевки уже нанесенной краски. Сухая кисть создает эффект затенения, а влажная покрывает фон изящными полосками разной толщины;
Если вы увлекаетесь техникой скоростного рисунка или любите рисовать акварелью на улице, то стоит обратить внимание на кисти с резервуаром (брашпены). Они имеют специальный резервуар для воды, из которого она постепенно поступает в пучок и смачивает его
Вам нужно только набрать кистью краску на палитре.
ЩЕТИНА
Натуральная. В настоящее время для производства кистей используется «шерсть» практически любых животных. Для художественных целей подходит мягкий мех, например, белки, колонка. Для малярных -традиционно свиная щетина, реже натуральный резаный конский волос (хвост, грива).
Хорошие кисти изготавливают из чистой свиной щетины разной длины, располагая ее слоями. Стоят такие инструменты сравнительно дорого. Дело в том, что «свиная шерстка» шероховатая и слегка чешуйчатая. Каждый волосок имеет коническую форму и сужается к концу, на котором есть естественное расщепление в виде метелочки (флажок). Все это обеспечивает хороший забор и удержание краски
Еще одно ее достоинство, важное для краскоотдачи и сохранения формы кисти в процессе работы, — упругость
Щетина бывает черной, светлой, серой и различается эластичностью, жесткостью, а в конечном итоге ценой. Черная имеет большую длину волоса, лучшие механические свойства и, соответственно, дороже. Массовым спросом пользуется светлая — более дешевая и мягкая.
Существуют разные мнения, иногда очень забавные, по поводу того, какой цвет щетины лучше и почему. Рано или поздно в большей или меньшей степени почти из любой кисти ворс начинает лезть или обламываться. Поэтому одни считают, что щетину нужно выбирать ближе к цвету краски, чтобы выпавших волосков не было заметно. Другие предпочитают черную, так как ее хорошо видно и легко удалить, пока материал еще не высох. Со светлой, наоборот, волоски заметить можно только тогда, когда покрытие высохнет и исправить оплошность, ничего не повредив, трудно.
До 1914 года основным поставщиком щетины была Россия. Затем она сдала свои позиции на этом поприще, уступив монополию Китаю. К слову, большая часть (70-80%) мирового производства кистей сейчас приходится на его долю.
Для того чтобы волос дольше сохранял во время работы свои свойства, был более эластичен и прочен, его предварительно проваривают. Лучшей считается щетина двойной и тройной варки.
Конский волос добавляют в кисть (до 50%) в целях экономии. Такие инструменты чаще «выходят из строя», забирают мало окрасочного состава и менее производительны. Кисти из чистого конского волоса служат недолго, быстро сваливаются, теряют гибкость и плохо держат краску.
Натуральная щетина подходит для работы со всеми видами ЛКМ, но большинство специалистов не советуют применять ее для работы с материалами на водной основе — она может потерять форму, упругость и начнет «лохматиться».
Искусственная. Пластиковые щетки из синтетических волокон цилиндрической формы наверняка всем знакомы. Это самый примитивный вариант, изготовленной по довольно простой технологии: экструдер выдавливает массу и режет ее.
В простейших кистях для пропиток и клея используется именно такое волокно, расщепленное на концах. Краскообмен так же, как и краскоудержание, у такой кисти не слишком хорошие.
В профессиональных кистях применяют высококачественную синтетику, например, фирмы DuPont. В начале второй мировой войны начались перебои с поставкой щетины из Китая, и DuPont по заказу американского военно-морского флота провела крупные разработки по ее замене. Так были изобретены конические филоменты круглого сечения: Туnех (нейлон), Orel (полиэстр) и Chinex. Туnех обычно идет в чистом виде, Orel — в смеси с натуральной щетиной, a Chinex используют редко.
Если кончики синтетических волокон правильно заострены и расщеплены, то красящая кромка кисти мягкая и гладкая, а остающиеся на покрытии бороздки от волосков практически незаметны.
Кисти из искусственной щетины рекомендуются для работы с водно-дисперсионными красками, эмалями и лаками.
Смешанная. Сочетает в себе лучшие качества натуральной и искусственной щетины. Такая кисть универсальна. Она долговечнее, чем кисть из натуральной щетины, и не боится воды. Процентное соотношение натурального и искусственного волоса каждый производитель выбирает в зависимости от поставленных задач.
Щетина
Делается эта кисть из свиной щетины. Из свиной щетины также делаются и малярные кисти, но они менее приспособлены для рисования. Для художественной кисти, чтобы волос был мягким и удерживал форму, его специально обрабатывают (варят и отбеливают). Стоимость порадует каждого, это одна из самых дешевых кистей. Но не все производители могут изготовить кисть с качественный мазком.
Ею можно рисовать пастозно и фактурно. Изнашивается равномерно, может переносить откровенное варварское обращение. Но это не значит, что она не требует ухода. Это тоже натуральный ворс, и он, как и колонок, стирается со временем о холст. Но форму держит бесподобно, поэтому идеально подойдет для учебных работ большого формата.
Обратите внимание, что речь идет именно о больших форматах. Почему? Многие художники не любят щетину из-за того, что использовали её при написании маленьких картин
Дело в том, что у щетины неровный, фактурный мазок. Поэтому для малых работ – это бесполезная кисть, которой иногда можно погубить работу. Им работают на холстах от 50 – 60 см, а еще лучше – на метровых. Вот тогда эти кисточки “запоют”.
Небольшая цена позволяет покупать их чаще и больше. Так как отмывать одну кисть при смене цвета очень неудобно, можно купить несколько кистей и использовать каждую под свой цвет.